— Елена Владимировна, вы всего два месяца занимаете должность директора Ивановского областного театра драмы. Какое «наследство» вам досталось? Какие проблемы и как стараетесь решить?
— Директор и главный режиссер в театре должны работать в тандеме. Тогда и результат будет эффективнее. С главным режиссером Зурабом Нанобашвили мы определяем генеральную линию деятельности в творческом и хозяйственном направлении. Одно из важных дел перед открытием сезона — благоустройство сцены. Это то, с чего начинается театр. А сейчас мы активно ищем спонсоров.
— Откликаются?
— Да! Первоначально, когда мы только начинали заниматься поисками спонсоров, нам говорили, что в Иванове их найти нереально. Это не так. Без фамилий и названий организаций, скажу, что это люди, которые любят наш театр и артистов. Тем более, что у нас юбилейный сезон и мы ждем гостей. К тому же, это станет большим подарком, в первую очередь, для наших артистов. А в этот коллектив я пришла 16 лет назад и горжусь нашей труппой и теми людьми, благодаря которым театр живет. Это люди, которые работают на полном энтузиазме.
— Вы намекаете на низкую заработную плату?
— Я — оптимист и в жизни, и в работе и верю в хэппи-энд. Люди, далекие от сферы культуры, зачастую думают, что труд артиста довольно высоко оплачивается. И мне так часто говорят. Не хочу развенчивать этот миф. Пусть наши зрители так думают. Но когда приходит молодой артист, мы его предупреждаем сразу, на каких условиях он будет работать.
— Какая зарплата у начинающих актеров?
— Зарплата как у бюджетников. Понемногу её повышают, есть специальные государственные программы. С апреля нынешнего года в нашем театре введена балльная система оплаты труда. Это хоть какие-то скромные дополнительные суммы к зарплатам.
— Артисты идут работать в театр?
— Приходят в основном молодые люди из Ивановского колледжа культуры. Из столичных вузов пополнения редки, и причина тому не только уровень зарплаты, но и отсутствие жилья. В этом году, хочу сказать, мы взяли на работу трех выпускников Ивановского колледжа культуры. Вообще, о работе в театре многие мечтают. Но мы стараемся брать людей с крепким профессиональным образованием. Некоторые наши студенты уезжают, устраиваются в других городах. Но могу сказать, что в Санкт-Петербурге актёрские зарплаты практически на одном уровне с нашими. Только в Москве больше. Но там и жизнь дороже.
Потребность переживать
— Насколько охотно ивановский зритель ходит в театр драмы?
— Мы не можем пожаловаться на пустые залы, на нашего зрителя. Ивановский зритель долго присматривается, он терпелив, может, излишне терпелив. Но и очень благодарный, если спектакль его задевает за живое. По реакции в зале и по отзывам в социальных сетях молодых зрителей видно, что спектакли не оставляют их равнодушным. У многих есть уже свои любимые артисты и режиссёры.
— Что людей ведёт в театр?
— Наверное, потребность, необходимость чувствовать, переживать и сопереживать. Причем эта потребность свойственна как взрослым, так и детям. Каждая роль, как пишут наши зрители в гостевой книге на сайте, пусть даже небольшая, имеет свою изюминку, за счёт которой и запоминается. Например, 6 сентября у нас состоялась премьера «Шиворот-навыворот» ивановского автора Марии Маховой. В этой истории перемешались все герои известных сказок. Отзывы детей очень эмоциональные. Также мы проводим экскурсии по закулисью. Ребята видят, что спектакль — это колоссальный труд многих людей. Обычно, побывав в бутафорском, костюмерном цехах, ребята задают массу вопросов. Им действительно это интересно.
Сказка или труд?
— В вашей семье мама и папа (я имею в виду вас и вашего супруга, артиста театра драмы Евгения Семенова) — актеры. Насколько вашей 8-летней дочери Соне комфортно в такой семье? Не слишком ли много творчества?
— Наша дочь воспринимает это творчество как данность. Наверное, поэтому не хочет стать актрисой. Когда-то давно-давно мечтала, но передумала. У них в классе видеофильм снимали о профессиях. Почти половина девочек сказали, что хотят стать артистками театра и кино. Для них это сказочный мир, мечта. Когда-то так было и для меня. И мама с папой не очень обрадовались моему выбору стать актрисой. Но, тем не менее, меня поддержали, мой выбор одобрили.
Нужно сказать и о том, что есть обратная сторона театра, где театральное искусство — это огромный труд. Поэтому дети артистов, как правило, видят этот труд и редко хотят идти по стопам родителей.
— Говоря об огромном труде, вы имеете в виду репетиции, постоянную работу над собой — творческое и физическое самосовершенствование?
— Репетициями подготовка к спектаклю не ограничивается. Приходится и дома заниматься, готовиться. Если артист занят в спектакле, это круглосуточный труд. Хотя я не жалуюсь, моя творческая карьера сложилась успешно. Я и эпизоды люблю играть, и большие серьезные роли.
— Мужскую роль не хотели бы на себя примерить?
— Многие известные артистки говорят, что мечтают сыграть Гамлета и пр. Я никогда не хотела сыграть мужскую роль!
Юбилейный сезон
— Елена Владимировна, чем порадуете, удивите зрителя в новом сезоне? Он ведь у Ивановского театра драмы юбилейный — 80-й по счету.
— Открытие нового, юбилейного сезона состоится 12 октября бенефисом заслуженной артистки России Светланы Владимировны Басовой. Безусловным событием этого сезона является постановка пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». К постановке этой пьесы мы шли сознательно. Шекспира мечтает поставить каждый театр, тем более, что в Ивановском театре это происходило три десятилетия назад. И выбрана была одна из самых светлых, жизнерадостных комедий Шекспира, воспевающего романтику любви.
Так совпало, что творческую часть возглавил Зураб Нанобашвили — режиссер с именем, человек большой художественной индивидуальности, знающий труппу и потребности театра. И, несмотря на то, что он совмещает работу в Иванове с работой в Вологодском драматическом театре, где показал себя грамотным творческим лидером, — он сумел вывести свой театр из серьёзного кризиса на высокий художественный уровень. Его появление в Иванове мы связываем с хорошими перспективами в развитии театра и стабильностью в его работе.
— Что планируется интересного к юбилею театра драмы?
— К 80-летнему юбилею мы откроем в фойе экспозицию истории театра. В течение года мы будем её пополнять. И здесь будет представлена информация о легендах нашего театра, о его творческом и жизненном пути. В юбилейный год также планируем провести много творческих встреч с артистами Ивановского драматического театра. А непосредственно сам юбилей театра мы будем праздновать 1 февраля 2014 года.
— Пару слов о премьерах нынешнего сезона.
— Русский театр во все времена был чужд развлекательности, он всегда занимался просвещением и воспитанием. Поэтому одной из важных сторон деятельности репертуарного театра является обращение к классике. И в этом сезоне мы сделаем упор именно на классический репертуар. Зрители смогут увидеть такие премьеры: «Тартюфа» Ж. Мольера, «Короля Лира» У. Шекспира, «Тутта Карлссон и Людвиг Ларссон» по мотивам сказки Я. Экхольма и «За двумя зайцами» М. Старцкого.
Источник новостей: Рамблер