В Москве состоялся предпремьерный показ нового фильма Владимира Хотиненко — «Бесы». Впервые, экранизируя классику, режиссер добавил роману Достоевского того, что на современном киноязыке принято называть «экшн». Но сделано это нисколько не в ущерб философским замыслам писателя. Даже наоборот: зрители утверждают, что такое прочтение Достоевского сегодня актуально как никогда.
Самый первый, предпремьерный, закрытый показ «Бесов» собирает полный кинозал, и зрители, конечно, понимают: это — больше, чем фильм, сложнее, чем экранизация. Грандиозное 4-серийное полотно: режиссер Хотиненко бережно переводит Достоевского на киноязык.
Прежде Владимир Хотиненко никогда не брался за классику, принципиальная была позиция. Но как отказаться от «Бесов», если классика звучит актуально. Роман, который Федор Михайлович Достоевский написал за 10 лет до смерти, догнал сегодняшнюю Украину на краю пропасти.
«Да один в один, и персонажей можно накладывать как кальку. Это фантастически прозорливо — до невероятия, как будто сегодня взял и написал по следам свежих событий, результаты те же, никогда не будут другими», — говорит режиссер Владимир Хотиненко.
«Бесы» — документальный роман: Достоевский основывался на реальном деле Нечаева. Вольнослушатель Петербургского университета Нечаев сколотил тайную организацию «Народная расправа», и расправу учинил над своим же — студентом Ивановым.
«Всегда стоял вопрос, а сегодня очень актуально — нравственные критерии в любой революционный период, существует ли совесть в этот момент, когда происходят какие-то изменения, и насколько человек у власти может иметь нравственные критерии», — считает народный артист России Сергей Маковецкий.
Сергей Маковецкий исполняет роль Горемыкина — персонажа, которого у Достоевского нет, он — следователь из Петербурга, распутывает цепь убийств и преступлений, в которых утонул провинциальный город, с тех самых пор как приехали Петр Верховенский и Николай Ставрогин. А местная полиция только руками разводит, обвиняя во всем Федьку-каторжника.
Верховенский собирает революционную пятерку, вся страна такими покрыта. Ставрогин сочувствует, и нет страшнее этой молчаливой поддержки. Антон Шагин и Максим Матвеев — блистательный дуэт. Шагин мечтал о роли Верховенского с той самой минуты, как прочел роман. А во время съемок читал еще и нечаевский «Катехизис революционера», где оправданы самые страшные нравственные преступления и кровавый террор.
«Он — ртуть, он — неуловимый человек, его невозможно проявить. Мы придумали с режиссером, что он в перчаточках, не оставляет отпечатков следов», — рассказывает Антон Шагин, исполнитель роли Петра Верховенского.
Все современно. Все узнаваемо. Пророчество Достоевского снова сбывается. Но в пылу революций не привыкли вчитываться в строки или вслушиваться в предупреждения, а ведь финал романа известен.
Источник новостей: Рамблер